Архиерейское служение

Богослужения воспоминания Страстей Христовых с чтением двенадцати Евангелий совершил епископ Диодор в кафедральном соборе Мелекесса

09.04.2015

9 апреля 2015 года утреню Великой Пятницы, называемую богослужением «двенадцати Страстных Евангелий», в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Димитровграда (Мелекесса) совершил Преосвященный Диодор, епископ Мелекесский и Чердаклинский.
На средине храма для поклонения верующих было положено Распятие Животворящего Древа Креста Господня.
Воспоминание Честных и Спасительных страданий Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа – самый скорбный день богослужебного года. Чтением двенадцати «Страстных Евангелий», повествующих о предательском аресте, истязаниях и распятии Христа, песнопениями, исполненными благоговейной скорби и сострадания, Святая Церковь напоминает нам о том беспримерном, нечеловеческом подвиге, подъятом Богочеловеком Иисусом нашего ради спасения.
Владыке Диодору сослужили: почетный настоятель кафедрального собора протоиерей Виктор Казанцев, духовенство собора.
Утреня Великой Пятницы содержит в себе благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений – по числу часов ночи. Такое разделение указывает на то, что в прежние века верующие всю ночь проводили в слушании евангельских зачал, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.
Святая Церковь раскрывает перед верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию Креста Христова и делает нас трепетными зрителями мучений Спасителя.
Прочитанные сегодня Страстные Евангелия возводят верующих к событиям последних дней земной жизни Спасителя:
Ин. 13:31-18:1 – Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них.
Ин. 18:1-28. – Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны.
Мф. 26:57-75. – Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра.
Ин. 18:28-40, 19:1-16. – Страдания Господа на суде у Пилата.
Мф. 27:3-32. – Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие.
Мк. 15:16-32. – Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания.
Мф. 27:34-54. – Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть.
Лк. 23:32-49. – Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника.
Ин. 19:25-37. – Слова Спасителя с Креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания о Его смерти и прободении.
Мк. 15:43-47. – Снятие тела Господа с Креста.
Ин. 19:38-42. – Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя.
Мф. 27:62-66. – Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба.
Чтение Страстных Евангелий имеет некоторые особенности: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением. Перед чтением каждого евангельского отрывка поется припев: «Слава страстем Твоим, Господи!», а по окончании – «Слава долготерпению Твоему, Господи!» По благочестивой традиции, верующие слушают двенадцать Страстных Евангелий с зажженными свечами в руках. После окончания богослужения некоторые люди сохраняют эти свечи для того, чтобы в скорбную и сложную жизненную минуту возжечь ее пред святыми иконами, чтобы напомнить себе о тех страшных, невыносимых страданиях Богочеловека, перед которыми бледнеют и кажутся такими незначительными все наши трудности и лишения…
В промежутках между Евангелиями поются 15 антифонов, которые выражают скорбь и праведное негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы.
И далее, как бы от лица Господа, следует обращение к иудеям: «Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] – уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную».
После шестого Евангелия и пения «Блаженных» с тропарями следует трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и страдания Господа.
Каждому православному христианину, сострадавшему и сопереживавшему Спасителю за богослужением Страстной Пятницы, следует особенно хранить от всего того, что может отвлечь его от мыслей о вспоминавшихся только что событиях. Необходимо воздержаться от ненужных разговоров, развлечений и вообще любой праздности, чтобы по-настоящему осмыслить всю глубину смысла прошедшего богослужения и стать достойными причастниками тех событий, чтобы в скором времени вместе с Победителем ада и смерти войти в Вечную радость Воскресения.
 


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Официальный сайт Мелекесской и Чердаклинской епархии Русской Православной Церкви»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на сайт Мелекесской и Чердаклинской епархии: http://www.melekess-eparhia.ru