Архиерейское служение

Святая Плащаница положена для поклонения верующих в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Мелекесса

10.04.2015

10 апреля 2015 года, в Страстную Пятницу, Преосвященный Диодор, епископ Мелекесский и Чердаклинский совершил великую вечерню с чином выноса плащаницы Господа Иисуса Христа.
Архиерею сослужили: ключарь собора иерей Сергий Лялин, почетный настоятель кафедрального собора протоиерей Виктор Казанцев, игумен Пимен (Трофимчук), руководитель епархиального отдела по взаимодействию с правоохранительными органами, вооруженными силами, МЧС и казачеством иерей Андрей Орехов, руководитель информационно-издательского отдела Мелекесской епархии иерей Петр Гурьянов, иерей Дмитрий Кашкиров, иерей Александр Фомин, протодиакон Андрей Килин, диакон Максим Чертухин. 
За богослужением вечерни вспоминается благородный поступок тайного ученика Иисуса Христа – богатого человека из Аримафеи, Иосифа, дерзновенно пришедшего к Пилату и просившего отдать тело казненного Спасителя на погребение.
При пении тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» священнослужители поднимают Плащаницу (красиво расшитое полотнище с изображением усопшего Христа) с престола, словно с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленной гробнице. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею. Плащаница находится на середине храма до Светлой Пасхальной заутрени, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
По окончании великой вечерни владыка обратился к молящимся с архипастырским словом.
На малом повечерии епископ Диодор прочитал канон Триоди «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы».
В пронизанных скорбью и болью строках этого произведения Церковь открывает нам то, что все страшные душевные муки Христа разделила и Его Пречистая Матерь. И если история умолчала об этом, и люди прошли мимо Агницы Божией, зревшей заколение Своего Агнца, то церковная поэзия в сей день приносит Той, сердце Которой пронзалось ныне острым оружием, дивный дар песнопений, жемчужное ожерелье из слез: «Приими ныне и Меня с Тобою, Сыне Мой и Боже Мой, чтобы и Мне сойти с Тобою во ад, Владыка, не оставляй Меня одну».
 
Затем была совершена утреня Великой Субботы и чин погребения Спасителя.
Богослужение утрени Великой Субботы заупокойное – священнослужители словно совершают погребение Самого Христа. В начале утрени читается семнадцатая кафизма, которую читают при отпевании усопших или на панихидах. Однако стихи кафизмы перемежаются не заупокойными припевами, а особыми тропарями, в которых еще раз перед нашим взором проносятся последние дни земной жизни Христа Спасителя, скорбь Пресвятой Богородицы, благородство Иосифа и Никодима, сошествие во ад Спасителя и победа над смертью.
И как символ грядущей победы сразу после чтения кафизмы поются воскресные тропари «Ангельский собор».
«Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему,» – так начинается канон Великой Субботы «Волною морскою». 
Слова канона – так же плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема – ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи – избавления рода человеческого от оков преисподней. Хор торжественно поет:
«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся».
В окончании утрени Плащаницу обносят крестным ходом вокруг храма под пение «Святый Боже». Этот крестный ход напоминает о погребальном шествии праведных Иосифа с Никодимом от Голгофы к месту погребения Спасителя.
И вот, после него торжественно возглашается первое пасхальное пророческое чтение. Это видение пророка Иезекииля о поле, полном сухих костей, которые по гласу Господню соединяются, обрастают плотию, и множество людей воскресает на глазах тайнозрителя. Во времена Иезекииля это было лишь светлой мечтой, но в нынешний день эти слова наполняются своим подлинным содержанием. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали.
По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма для поклонения верующим.
 


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Официальный сайт Мелекесской и Чердаклинской епархии Русской Православной Церкви»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на сайт Мелекесской и Чердаклинской епархии: http://www.melekess-eparhia.ru